Кошки - своенравные интеллектуалы
Могут ли кошки использовать усвоенную информацию для решения своих проблем - по сути, мыслить творчески? Раньше считалось, что изобретательность присуща лишь человекообразным обезьянам. Но многочисленные исследования последних лет подтвердили наличие этой способности и у кошек.
Какая же ты умница!» - восхищаемся мы кошкой, послушно реагирующей на слово «нельзя!» «Потрясающе сообразительна и изобретательна» - не устаем удивляться, когда она открывает дверь или придумывает себе забавы, упоенно играя с самыми заурядными предметами. И мы не находим слов, заметив, что кошка без малейших усилий с нашей стороны начала использовать по назначению туалет. Правда, через некоторое время мы подбираем для кошки эпитет «гениальная».
Но порой пушистая умница испытывает на прочность нашу нервную систему, отказываясь понимать самые элементарные вещи. На все просьбы, уговоры и терпеливые попытки привить ей правила этикета кошка лишь взглянет на нас с легким презрением, вильнет хвостом и гордо удалится. И мы в сердцах готовы окрестить ее бестолковой сумасбродкой. Создается впечатление, что кошка «включает» мозги лишь в определенные моменты. Из жизненного опыта нам известно, что если кто умен, то это проявляется во всем; правда, по желанию или под действием обстоятельств можно прикинуться дурачком - что опять же признак интеллекта, поскольку такое перевоплощение кажется выгодным. Это справедливо для Homo sapiens, однако у кошек, как и у всех высших животных, мозг работает иначе. Поэтому нельзя определить, насколько умна кошка (да и умна ли вообще), используя человеческие мерки. Может быть, весь кошачий ум - это всего лишь комплекс различных рефлексов? Или же кошка наделена настоящим интеллектом?
По определению Кембриджской энциклопедии, интеллект - это адекватная реакция на новые ситуации, то есть способность собирать и сохранять в памяти поступающую информацию и затем использовать ее в своих интересах. Присмотримся к нашей кошке повнимательнее и постараемся выяснить, отвечают ли ее умственные способности этим критериям.
Кошка - абсолютный чемпион среди всех домашних животных по наблюдательности и любопытству, по сбору информации о своем окружении. Любой из нас может убедиться в этом, понаблюдав за ее поведением в незнакомом помещении. Она немедленно приступит к тщательной разведке, заглянет во все укромные уголки. Причем от этого занятия ее не отвлечет даже самое вкусное блюдо или попытка хозяина поиграть. Кошка найдет те места, которые в случае опасности послужат надежными убежищами, и присмотрит себе
удобное и теплое «лежбище». Еще больше времени тратит на изучение местности кошка, выпущенная в сад. А как обычно реагирует кошка на незнакомый предмет? Впервые в жизни увидев, например, заурядную апельсиновую кожуру, кошка осторожно подкрадется к ней, принюхается, а затем осторожно прикоснется к кожуре лапкой с выпущенными коготками. Через пару минут она поймет, что данный предмет абсолютно безопасен, и перестанет обращать на него внимание. Осторожное любопытство - неотъемлемая черта кошачьей натуры. Любознательность не губит кошку, а, напротив, способствует выживанию. Проведя тщательную разведку нового места и собрав максимум информации о нем, кошка в случае опасности прекрасно ориентируется и способна выбраться из самой тупиковой ситуации.
Экзамен на запоминание новой информации кошки также выдерживают на пять с плюсом. Вернемся к примеру с апельсиновой кожурой. Однажды убедившись в ее неопасности, кошка на всю жизнь запоминает это как важнейшую характеристику данного предмета. Кошки прекрасно знают свое имя и при правильном обучении способны освоить команды. То, что кошка обладает памятью, не вызывает сомнений у ученых. Но насколько крепка кошачья память?
Американские ученые провели серию опытов с кошками и собаками с целью выяснить, чья память лучше. И тем, и другим показали несколько перевернутых коробок. Пища находилась под одной из них, оборудованной зажженной лампочкой. Убедившись в том, что животные хорошо усвоили эту информацию, ученые увели их на некоторое время в другое помещение. Вернувшись на опытный «полигон», собаки помнили о месте нахождения пищи не более пяти минут, кошки же сохраняли в памяти ценную информацию целых шестнадцать часов! Так что память у кошек замечательная, и даже высокоразвитые приматы орангутанги несколько уступают кошке по этой позиции.
Могут ли кошки использовать усвоенную информацию для решения своих проблем - по сути, мыслить творчески? Раньше считалось, что изобретательность присуща лишь человекообразным обезьянам. Но многочисленные исследования последних лет подтвердили наличие этой способности и у кошек. Группу кошек обучили толкать коробки на колесиках. Затем к потолку на веревке подвесили кусок мяса, причем так, что в прыжке его не достать. Одна из кошек догадалась использовать коробку в качестве постамента, с которого можно легко добраться до мяса, и примеру пушистой изобретательницы мгновенно последовали остальные. Кошки демонстрируют творческие способности, находящие выход из запутанного лабиринта или из незнакомого помещения. Подобные эксперименты может провести любой из нас. Хотя, вполне возможно, что наша кошка проявляет изобретательность ежедневно, просто мы не всегда это замечаем.
«Но при чем тут интеллект?» - возразят скептики. Да, кошка преодолеет все препятствия, чтобы добраться до пиши. Движет ею самый, что ни на есть нормальный инстинкт - добыть пропитание. Если кошка упоенно гоняет по квартире бутылочную пробку, придумывает игры «из ничего» - так это исключительно от скуки и от нереализованного охотничьего инстинкта. А то, что суперхитрая американская кошка подкатила коробку, чтобы добраться до мяса, объясняется простой случайностью, удачным стечением обстоятельств. Да и вообще, как можно считать кошку умным животным, если она, в отличие от собак, столь трудно поддается дрессировке и за всю жизнь способна выучить лишь свое имя, что опять же можно списать на условный рефлекс. Ведь по имени мы величаем кошку, когда зовем ее обедать. Так что все поведение кошки, ее изобретательность, память и хитрость обусловлены лишь инстинктами и рефлексами, а никак не интеллектом.
Такой взгляд на умственные способности животных многие выносят из школьного курса биологии. Живо встает в памяти знаменитая собака Павлова с подвешенной к желудку пробиркой, куда капает желудочный сок. За свою классическую теорию условных рефлексов великий русский физиолог в самом начале XX века был удостоен Нобелевской премии, и по сей день никто не опроверг ее положений. Свои опыты Павлов проводил на собаках. Но мало кто знает, что поначалу ученый работал с кошками, и у него ничего не получалось. Конечно, это не значит, что кошки лишены рефлексов. Просто высшая нервная деятельность у собак, если так можно выразиться, имеет более сильный рефлекторный характер, чем у кошек.
Итак, по каким же законам работает мозг кошек?
Одним из первых на этот вопрос ответил американский психолог Эдвард Ли Торндайк. Современник Павлова, Торндайк не ставил целью изучить физиологию животных. Его интересовала прикладная психология, а именно психология обучения и количественные характеристики интеллекта, для определения которых позже широкое распространение получили IQ-тесты. Как принято в мире науки, исследователь поначалу работал с животными. В роли «подопытных кроликов» у Торндайка выступали кошки. Изучая их способности к обучению, Торндайк вывел «закон эффективного результата»: чем более полезен результат конкретного действия, тем проще это действие освоить. Поскольку Торндайк был «человеческим» психологом, он немедленно проверил новоиспеченную доктрину на школьниках, и, естественно, его догадки подтвердились.
В наше время ни у кого не вызывает сомнений справедливость этого закона. Современные педагогика и дрессировка животных базируются на принципах поощрения и заинтересованности учеников. Но вплоть до начала XX века считалось, что обучать детей и животных возможно лишь с помощью кнута, а никак не пряника. В церковно-приходских школах наши прабабушки часами выстаивали на коленях на горохе за ошибки в глагольных окончаниях и учителя нещадно ломали указки о руки прадедушек за неправильно решенные задачки по арифметике. В цирке за невыполнение указаний дрессировщиков бедных животных жестоко наказывали. К счастью, все эти ужасы остались в прошлом благодаря исследованиям Торндайка и других новаторов - психологов и педагогов. И отчасти этому перевороту поспособствовали кошки, что особенно приятно нам, их верным поклонникам.
Но вернемся к кошкам и их умственной деятельности. Эдвард Торндайк эмпирически доказал, что кошки осваивают преимущественно какие-либо полезные действия. Лишь во второй половине XX века ученые занялись более тщательным изучением высшей нервной деятельности кошек. По мнению физиологов, интеллектом наделены те живые существа, в головном мозге которых однозначно можно выявить центры памяти, обучения и логического мышления. С анатомической точки зрения мозг кошек изучен довольно хорошо.
Самый развитый его отдел - собственно головной мозг, церебрум, отвечающий за обработку информации, память, мышление и принятие решений. Немного меньше размером мозжечок, центр рефлекторной деятельности и двигательной координации. Такое соотношение отделов головного мозга наблюдается у людей и высших млекопитающих, разница лишь в величине пропорции церебрума и мозжечка. Если у кошек мозжечок лишь незначительно уступает в размерах церебруму, то у человека эта разница существенна. Именно благодаря прекрасно развитому мозжечку кошка обладает балетной грацией и ловкостью.
Несколько десятилетий назад головной мозг кошки изучали, удаляя отдельные его участки и фиксируя последующие нарушения в поведении животного. К счастью, современные приборы избавили ученых от необходимости хирургического вмешательства. Чувствительные датчики регистрируют отделы мозга, задействованные в различных ситуациях. Таким образом, строение головного мозга кошки указывает на наличие у нее интеллектуальных способностей. Опровергнуть этот факт не сможет самый убежденный скептик. Анатомия - наука точная, и, согласитесь, подтасовать результаты экспериментов невозможно даже при большом желании.
Количественный показатель интеллекта - его коэффициент (IQ), который высчитывают с помощью разработанных психологами тестов. Такие тесты стали довольно популярны для объективной характеристики умственных способностей человека.
Ученые-этологи создали подобные тесты для кошек. Естественно, на вопросы отвечает хозяин, наблюдая за повелением своего питомца в различных ситуациях. Во всех IQ-тестах для кошек оцениваются следующие параметры:
- двигательная координация (ловкость в играх и другие проявления балетно-цирковых талантов, определенная последовательность движений, совершаемых, например, при умывании, способность следить за интересующим предметом лишь глазами):
- коммуникабельность (выражает ли кошка свои чувства и желания при помощи определенных звуков и «языка тела»);
- память (знает ли кошка свое имя, есть ли у нее чувство времени, помнит ли различные события, как приятные, например, звук открываемых консервов, так и не очень, например, испытывает страх перед поездкой в машине, поскольку таким образом кошку обычно везут к ветеринару);
- приспособляемость и изобретательность (способна ли кошка ориентироваться в новой обстановке, находить выход из непривычных ситуаций, придумывает ли себе игры);
- социализация (отношение к знакомым и незнакомым людям, а также к животным).
Большинство домашних кошек успешно «справляется» с IQ-тестами. Конечно, среди кошек есть свои Эйнштейны, самостоятельно научившиеся, например, открывать дверь, в прыжке нажимая на ее ручку, или выполняющие с десяток команд. Кошки же, набирающие в IQ-тестах чуть больше нуля очков, крайне редкое явление. Умственно отсталая кошка выдает себя заторможенными, неловкими движениями, отсутствием инициативы и любопытства, неспособностью запомнить собственное имя. Ментальные нарушения возникают вследствие тяжелых травм и отравлений, особенно случившихся в детстве, инфекционных заболеваний и плохого питания. Апатия и медлительность пожилых кошек, как правило, не свидетельствуют о слабоумии, это скорее следствие недомоганий. Но что интересно: даже умственно отсталые кошки - неплохие охотницы! В этом и состоит «изюминка» кошачьего интеллекта. Попытаемся разобраться в этой загадке.
Природа создала кошку одинокой хищницей. Все существо кошки - органы чувств, инстинкты, двигательная координация и мыслительная деятельность - в первую очередь служит охоте. Поэтому любая кошка легко усваивает все связанное с этим занятием. Вспомним о «законе эффективного результата». Удачная охота для кошки - самое важное достижение, величайший успех и главнейшая цель жизни. И даже изнеженная пушистая красавица, получающая на блюдечке лакомые кусочки и в жизни не видевшая живой мыши, в глубине души остается охотницей. Она ежедневно тренирует свое тело, гоняясь за игрушками, проявляет недюжинную изобретательность, добираясь до заветной цели, и мгновенно осваивает те навыки, которые могут пригодиться на охоте. Кошка очень рациональна. Она легко запоминает то, что ей полезно, и выказывает потрясающую «бестолковость», когда дело касается ненужных, с ее точки зрения, вещей. В этом и состоит особенность кошачьего ума. Человек как самое разумное живое существо способен к абстрактному мышлению, к творчеству, приносящему лишь моральное удовлетворение, к аналитической оценке прошлого и построению планов на будущее. Все это недоступно кошке, как впрочем, и всем высокоразвитым животным. Поэтому не стоит ждать от нашей Мурки невозможного. Ее бесполезно наказывать за раздражающее нас мелкое хулиганство или пытаться вдолбить в ее очаровательную головку кажущиеся элементарными нам, но совершенно неинтересные ей вещи. Неслучайно кошки прослыли непослушными и самовольными. Но отдадим должное своеобразному «фильтру», которым снабжен кошачий мозг, не дающему сбоев на протяжении всей жизни и отсеивающему мало-мальски ценную информацию от бесполезной шелухи. Эта внутренняя «сортировочная станция» - восхитительное создание природы - верно служит интересам своей хозяйки.
Нам стоит искренне позавидовать кошке. Совершенный человеческий мозг вбирает в себя всю - и полезную, и ненужную - информацию, но далеко не все способны разложить ее по полочкам и держать в полном порядке. Поэтому мы, венцы творения, жалуемся на плохую память, страдаем от бессонницы, не можем сконцентрироваться на серьезном экзамене и порой злимся на привязчивые эстрадные песенки, которые постоянно крутятся в голове. Подобные мучения кошке незнакомы. Как же ей повезло!
Зная о рациональности кошачьего интеллекта, выведем правила обучения наших питомцев. Во-первых, надо постараться, чтобы кошка была заинтересована в освоении нового действия. Наиболее эффективна тренировка, при которой затронуты ее охотничьи инстинкты. Во-вторых, за малейший успех кошку щедро награждают каким-нибудь лакомством и словесной похвалой (полезный результат!).
При неудаче ни в коем случае нельзя наказывать ученицу. Страх и боль мгновенно разрушают взаимопонимание между человеком и животным, кошка замыкается в себе, и потребуется немало усилий и времени, чтобы растопить лед недоверия в ее душе. Неэффективная дрессировка - вина хозяина, которому стоит изменить методы обучения. И. наконец, не требуйте от кошки слишком многого! Не забывайте, что кошку приручили вовсе не из-за исключительного послушания я умения холить на задних лапках. Терпение, фантазия, уважение к животному и трезвое осознание его возможностей - вот основные заповеди «кошачьего педагога».
По подобным принципам стоит корректировать поведение кошки, то есть прививать ей навыки хорошего тона и отучать от «хулиганства». Не будем на этом останавливаться, поскольку каждая поведенческая проблема требует специфического подхода.
Теперь же попытаемся ответить на интересный и, признаемся честно, задевающий чувства «кошатников» вопрос: кто же умнее, кошка или собака? Интеллект питомца - именно та тема, при обсуждении которой любой «собачник» одерживает абсолютную победу над «кошатником», мгновенно приводя с десяток доказательств превосходства собачьего интеллекта. Действительно, собака куда более послушна, чем кошка. На этом тезисе базируются все доводы владельцев рексов и диков. Так неужели «кошатникам» ничего не остается, кроме как признать их правоту?
Рассмотрим следующий пример. Десятилетний Саша - самый лучший ученик в классе. Не было случая, чтобы он не знал заданного урока, не выполнил домашнее задание или, например, задал бы явно выходящий за школьную программу вопрос. У Саши самые аккуратные и чистые тетради, дневник полон пятерок, поведение также оценено по высшему баллу. Одним словом, Саша - радость учителей и родителей, образец для подражания. Его одноклассник Дима - головная боль всей школы. Он имеет несомненные способности к точным наукам, но историю и литературу игнорирует, однако способен «выкрутиться» благодаря быстрой сообразительности. Дима очень любопъгген, обладает живой фантазией, порой ставит преподавателей в тупик и даже вгоняет их в краску необычной логикой и нестандартными поступками, но примерным и прилежным учеником его не назовешь. А теперь вопрос на засыпку. Кто умнее, Саша или Дима? Оба мальчика, бесспорно, умны, но имеют разные типы интеллекта. У Саши преобладает репродуктивный, то есть основанный на воспроизведении запомненного, интеллект. Диму же природа наделила продуктивным, творческим интеллектом. Такие, как Саша, становятся прекрасными исполнителями, Дима же добьется успеха в творчестве или науке. У любого из нас имеются способности как к воспроизведению, так и к творчеству, но преобладает одна из них.
Примерно таким же образом обстоит дело с интеллектуальными способностями кошек и собак. У собаки преобладает репродуктивный интеллект, у кошки - продуктивный. Собака легко поддается дрессировке, но в необычной ситуации рассчитывает на хозяина, а не на собственную изобретательность. Кошка же имеет обо всем собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с хозяйским, и в критический момент полагается лишь на свои силы. Отсюда и непослушание, и любопытство, и забавные чудачества. Поэтому вопрос о том, кто умнее, некорректен. И кошка, и собака обладают развитым интеллектом, но сравнить и тем более оценить его «мощность» невозможно.
Приведем несколько примеров, подтверждающих различие в работе мысли у кошек и собак.
Собаку можно научить считать, то есть подавать голос столько раз, сколько предметов она видит. Кошка же - настоящий антиталант в области арифметики. Многочисленные попытки ученых обучить кошку счету хотя бы до пяти закончились неудачей. Однако кошка-мама проявляет явное беспокойство при отсутствии одного из котят. Она идентифицирует своих малышей по звукам, запахам и внешности, а не пересчитывает их «поголовье». Индивидуальные особенности каждого котенка кошка хранит в памяти. Исчезновение одного из них воспринимается как нарушение целостности привычной картины, как аномалия. Поэтому кошка-мама нервничает: ведь произошло важное изменение в ее жизни! Подобным образом кошки реагируют на любые перемены в своем окружении, будь то появление в доме нового человека, переезд на другую квартиру или просто перестановка мебели. Иначе говоря, кошка прекрасно усваивает качественные характеристики живых существ и предметов, но никак не их количество. Что это? Превосходство собачьего интеллекта над кошачьим? Едва ли. Умение считать не приносит кошке (впрочем, как и собаке) ни малейшей практической пользы: не способствует удачной охоте, не помогает спастись в случае опасности. Собака, чье основное достоинство - послушание, осваивает элементарную математику лишь в угоду хозяину. Кошка же, «отказывающаяся» считать, еще раз подтверждает справедливость «закона эффективного результата».
Любой из нас может провести забавный и простой эксперимент, демонстрирующий «длительность» памяти у кошек и собак. Молодой кошке или котенку устраивают первую в жизни «встречу» с собственным зеркальным отражением. Котенок выгибает спину, фыркает и набрасывается на своего зеркального «близнеца». Такой «цирк» длится пару минут. Потом до котенка доходит, что «противник» не способен причинить ему ни малейшего вреда. Эта информация запоминается котенком на всю оставшуюся жизнь. В дальнейшем кошка не реагирует на собственное отражение, хотя, безусловно, не может его не заметить. С собакой ситуация иная. Каждый раз, увидев себя в зеркале или стеклянной двери, собака заливается лаем: и в первый, и в сотый раз принимая отражение в зеркале за соперника.
Надеемся, даже самые заядлые скептики убедились в том, что кошка - умное животное, а те, кто никогда в этом не сомневался, узнали много нового о полете кошачьей мысли. В последние десятилетия исследователи различного профиля - физиологи и этологи - посвятили кошачьему интеллекту не одну диссертацию. По сей день серое вещество кошки дает работу многим ученым. Мыслительная деятельность и познавательные способности кошки таят в себе множество загадок и противоречий. И если кошка ставит в тупик дипломированных специалистов, то что говорить о нас, скромных любителях? Так какую же линию поведения стоит выбрать с собственной Муркой, как правильнее воспринимать ее поведение? Многие фелинологи вкупе с психологами склонны считать, что по умственному развитию взрослая кошка находится примерно на одной ступеньке с двух-трех-летним ребенком! Мы знаем, как забавны и сообразительны дети в этом возрасте. Относитесь к кошке как к непосредственному и милому малышу, прощайте ей шалости и «бестолковость», но в то же время не позволяйте ей занять пост главы семьи и диктовать условия. Такой подход является, пожалуй, наилучшим в кошаче-человеческих отношениях.
Лина Ласловская