Психическое развитие и становление навыков социального поведения у котят
Социальное поведение у кошек может развиваться в двух направлениях. Одна из форм социального поведения — жизнь в кошачьей колонии, а другая — жизнь в человеческом доме в качестве домашнего питомца.
Жизнь в кошачьей колонии
Что представляет собой кошачья колония? Существует распространенное мнение о кошке как об одиноком охотнике. С одной стороны, это действительно так. В дикой природе кошки охотятся и передвигаются по своей территории в гордом одиночестве, общаясь друг с другом лишь в брачный период. Но неподалеку от человеческого жилья (т.е. вблизи источниковпитания) эти одинокие охотники часто образуют социальные группы — кошачьи колонии. В колониях кошки узнают друг друга и имеют разные взаимоотношения с разными членами группы. Несмотря на то, что в колониях различных видов животных существуют определенные правила сосуществования отдельных особей, колонии по сравнению со стаями отличаются достаточно мягкой иерархической структурой. Так, жизненный уклад членов кошачьей колонии определяется доминирующими особями лишь до известной степени, а самый уважаемый представитель колонии, если таковой имеется, не может претендовать па звание вожака (безраздельного господина), так как и его функции в кошачьем социуме ограничены. Например, в пределах кошачьей колонии большинство особей имеет свою отдельную мини-территорию (уголок в сарае или коробку на свалке), а пищевое и охотничье поведение животных целиком самостоятельно. Важно отметить, что все сказанное выше относится к кошачьим колониям, живущим на открытом пространстве. В пределах человеческого жилища кошки образуют группу с более строгой иерархией. Это понятно — чем меньше территория обитания, тем рельефнее проявляются взаимоотношения членов социума, и тем острее становится необходимость эти отношения упорядочить.
Кошачью колонию, живущую па открытом пространстве, можно сравнить с человеческим общежитием, где определенная часть жизни проходит в относительной изоляции от посторонних глаз, а часть — в «местах общего пользования». Пребывание в «местах общего пользования» предполагает соблюдение определенных правил социального поведения не только, но отношению друг к другу, но и по отношению к человеку. Умение контактировать с человеком — залог благополучия колонии (ведь кошачья колония целиком зависит от источников питания, регулируемых человеком — зернохранилищ, населенных мелкими грызунами, городских свалок, где в изобилии имеются остатки человеческой пищи). Кошачьи колонии традиционно существуют в некоторых рыбацких поселках Западной Европы, где кошки выработали несколько успешных паттернов пищевого поведения, направленных на человека — попрошайничество, терпеливое ожидание улова на берегу и др.
Благополучно существующая кошачья колония — весьма гибкая социальная система, а способность к социализации у кошек заложена генетической программой и совершенствуется у отдельных особей в процессе обучения на протяжении всей жизни. В кошачьем социуме отдельная особь с рождения до старости общается с себе подобнымии, в результате сложных «межличностных» отношений, совершенствуетсвое социальное поведение. При этом основные правила поведения усваиваются котенком от матери уже к двухмесячному возрасту и «тестируются» в ходе социальных игр с однопометниками. Кроме того, в возрасте восьми недель котенок уже сформирован психически в основных аспектах,и в дальнейшем его характер принципиально не меняется. Так, после двухмесячного возраста невозможно из робкого котенка воспитать бойкого смельчака и наоборот.
Жизнь с человеком
Наивысшее проявление способности кошки к социализации — жизнь с человеком под одной крышей. Однако бывает тик, что недавно приобретенный (или найденный) питомец огорчает владельца своим асоциальным поведением — проявляет агрессию, злостное непослушание, нежелание общаться и обучаться. К сожалению, сравнительно немногие серьезные инверсии поведения кошек и лишь некоторые особенности их характера поддаются успешной коррекции. И здесь необходимо знать особенности различных этапов психического и гениального развития котенка в младенческом и подростковом периоде, так как без такого знания невозможно понять природу и суть проблемы. Такое знание помогает владельцу сделать правильный выбор — запастись терпением и попытаться скомпенсировать недостатки в развитии, или вовремя согласиться с тем, что старания обречены на провал (бывает и такое). Все сказанное выше относится, например, к необъяснимой на первый взгляд агрессии питомца, который недавно поселился в вашем доме. Если агрессия вызвана стрессовым состоянием отнахлынувших новых запахов и звуков, то она скоро пройдет. Но если агрессия новичка становится перманентной, если питомец способен всерьез покусать человека, то, скорее всего, мы имеем дело с невосполнимыми недостатками психического развития и отсутствием определенных навыков социального поведения.
Психическое формирование котенка начинается на стадии внутриутробного развития. Если кошка-мать сильно недоедает во время беременности, возникает риск того, что у котят сформируются слабые способности к обучению, котята вырастут менее общительными и более эмоциональными по сравнению с другими кошками. Если мать во время беременности питается низкобелковой пищей, ее котята нередко вырастают с повышенным уровнем страха и агрессии. Плохо питающиеся кошки производят котят, которые медленнее учатся ползать, ходить, бегать, играть, у них позже открываются глаза, они хуже ориентируются в пространстве. И даже если котята от плохо питавшейся в период беременности матери получают полноценное питание от кошки в период лактации, они все равно отстают в развитии. Более того, котята от плохо питавшихся матерей нередко сами производят насвет котят с дефектами обучаемости, эмоциональной патологией и задержками физического развития.
Для рождения психически полноценного потомства очень важен эмоциональный покой кошки во время вынашивания детенышей. Брюс Фогл, известный английский ветеринарный врач и специалист по поведению домашних животных, приводит интересные данные, касающиеся внутриутробного развития котят: «Если кошка-мать испытывает стресс во время беременности, ее детеныши вырастают чрезмерно пугливыми, а если кошка испытывает стресс во время третьей недели беременности, ее детеныши будут иметь меньшие способности к обучению и вырастут эмоционально неустойчивыми».
За несколько дней до родов кошка становится беспокойной и начинает искать укромный уголок, где она сможет родить своих малышей. Владельцу следует предложить питомице безопасное место для родов — например, просторную коробку или нижнюю полку в бельевом шкафу. Защищенность — это главное, что необходимо обеспечить кошке во время родов. Если во время родов кошка почувствует опасность, это может привести к сбою в инстинктной программе родового поведения, особенно у первородящих кошек. Самое лучшее, что вы сможете сделать для кошки во время родов, это не превратить роды в представление. Если ваши близкие хотят наблюдать роды, пусть находятся на некотором удалении и не проявляют признаков эмоционального возбуждения. Как бы беспокойнони вела себя кошка во время родов, ее поведение не должно вызывать у вас волнения. Кошка может ложиться, вставать, рыть подстилку, крутиться, садиться на корточки, снова ложиться. Учтите также, что чем более социализированы будут котята, тем лучше для них и для вас. Поэтому постарайтесь, чтобы кошка родила котят там, где у вас всегда будет к ним доступ.
Некоторые кошки сами выбирают место для родов буквально «под боком у хозяина». Например, хозяйскую постель. Что ж, если ваша кошка сделала такой выбор, вам повезло — большего проявления доверия и привязанности трудно вообразить.
Итак, котята родились. Первые две недели жизни котят называют неонатальным (новорожденным) периодом. Слепые и глухие от рождения, котята используют обоняние и осязание, чтобы находить материнский сосок. Социальная активность у котят в этот период минимальна. Она сводится к лишь к тому, что котята «дерутся» за наиболее молочные соски, активно отталкивая друг друга лапками (такое поведение лишь условно можно назвать дракой).Тем не менее, общение человека с котятами нужно начинать в этот период. Котят следует время от времени осторожно брать на руки и нежно поглаживать.
Развитие котят
В возрасте двух недель котенок ощущает запахи, слышит и видит. Как только глаза котенка откроются и сфокусируются, начинается период ранней социализации (ранний сенситивный период), который продолжается до 9-недельного возраста.
К трем неделям у котят прекрасно развито обоняние, и они видят достаточно хорошо, чтобы найти мать не по запаху. У них уже есть способность до некоторой степени контролировать свою температуру, они могут ненадолго покидать «гнездо».
С четвертой недели хорошо развивается слух, чувство обоняния становится полнее, прорезаются молочные зубы, и котята начинают активно играть с однопометниками и предметами. Роль социальной игры в развитии котят такая же, как и у человеческих детей, — она готовит потомство к взрослой жизни. В ходе социальных игр котята учатся, в том числе и деликатному игровому поведению — мать неизменно наказывает котят за чрезмерное покусывание и царапание, ту же функцию выполняют и рассерженные неделикатным обращением однопометники. Излишняя игровая агрессия по отношению к человеку (болезненное нападение на руки или ноги) указывает на то, что котенок был рано разлучен с матерью и однопометниками. К счастью, игровая агрессия (не путать с агрессивным характером) сравнительно легко поддается коррекции. Владельцу следует отучать котенка от покусывания человеческих рук и ног, настойчиво предлагая питомцу интерактивные игры с использованием так называемых удочек — палочек с привязанными к ним маленькими меховыми игрушками. Легкий неожиданный щелчок по носу как реакция на болезненное покусывание или царапание также принесет пользу. В ранний сенситивный период котят необходимо обеспечить всевозможными игрушками, а если котенок уже разлучен с родной семьей, человеку следует как можно больше самому играть со своим любимцем.
Как только котята пробуют покидать «гнездо», мать начинает приучатьпотомство к чистоплотности. В норме кошка отлично справляется с этой задачей, а функция человека сводится лишь к тому, чтобы обеспечить семейство удобным просторным лотком или несколькими лотками. Если кто-либо из котят упорно избегает лотка, попробуйте предложить котенку индивидуальный лоток и регулярно сажайте его туда, особенно после еды (так же, как человеческого ребенка на горшок). В случае послушания неизменно награждайте лаской и игнорируйте непослушание.
Вам необходимо сделать так, чтобы котята полюбили лоток. Для этого поставьте лоток (или лотки) в безопасном месте, подберите подходящий наполнитель и форму лотка. Если котята играют или даже спят в лотке, значит, вы все сделали правильно.
В пятинедельном возрасте котята видят, как взрослые. Они способны бегать, огибая препятствия, следовать глазами за добычей и фактически подкрадываться и набрасываться. Таким образом,с пятинедельного возраста развивается предаторное (охотничье) поведение. В основе охотничьего поведения лежит инстинктная программа, важную роль играет также обучение посредством наблюдения. Если мать ведет свободный образ жизни, то она начинает приносить котятам живую добычу и стимулировать охотничье поведение. Поэтому самые активные и самые искусные охотники вырастают из котят, чье раннее детство прошло в обществе матери.
В случае потери
Если котята осиротели в первые две недели после рождения и если рядом не окажется кошки, способной заменить котятам мать, вряд ли они смогут стать психически уравновешенными взрослыми особями, даже если им удастся выжить. Несмотря на старания человека по уходу за осиротевшими в неонатальный период котятами, человек, в отличие от кошки, не способен обеспечить котятам чувства безопасности и психического комфорта, которое дает котятам лишь тепло материнского тела. Никакие заменяющие предметы из человеческого быта (меховая шапка или шерстяной платок) не способны заменить кошку-мать. Кроме того, человек не умеет различать определенный плач котят и адекватно
реагировать на него, обеспечивая котятам соответствующий уход. (У людей матери интуитивно улавливают разницу в плаче своих детей). В настоящее время существует ряд заменителей кошачьего молока, известны и методики искусственного вскармливания котят, но известно также и то, что для правильного психического развития потомства у высших млекопитающих недостаточно лишь полноценного питания в период после рождения. Необходим постоянный тактильный контакт с матерью или заменяющим субъектом своего биологического вида. Детеныши высших млекопитающих, которых отделили от матерей в новорожденный период, вырастают пугливыми, агрессивными, плохо поддаются обучению, а некоторые из них вырастают с хроническими респираторными заболеваниями. Большинству ученых-этологов хорошо знаком, подробно описанный в специальной литературе эксперимент с сироткой шимпанзе. Осиротевшему в раннем детстве шимпанзе предлагали на выбор суррогатную мать. Одна из «матерей» представляла собой конструкцию с гладкой неуютной поверхностью, снабженную резиновым соском с достаточным количеством выделяемого молока. Другая же была покрыта теплой согревающей шерстью, но не давала молока в достаточном количестве. Детеныш неизменно выбирал вторую «мать».
Если котята осиротели в первые две недели после рождения и если рядом не окажется кошки, способной заменить котятам мать, вряд ли они смогут стать психически уравновешенными взрослыми особями, даже если им удастся выжить. Несмотря на старания человека по уходу за осиротевшими в неонатальный период котятами, человек, в отличие от кошки, не способен обеспечить котятам чувства безопасности и психического комфорта, которое дает котятам лишь тепло материнского тела. Никакие заменяющие предметы из человеческого быта (меховая шапка или шерстяной платок) не способны заменить кошку-мать. Кроме того, человек не умеет различать определенный плач котят и адекватно
реагировать на него, обеспечивая котятам соответствующий уход. (У людей матери интуитивно улавливают разницу в плаче своих детей). В настоящее время существует ряд заменителей кошачьего молока, известны и методики искусственного вскармливания котят, но известно также и то, что для правильного психического развития потомства у высших млекопитающих недостаточно лишь полноценного питания в период после рождения. Необходим постоянный тактильный контакт с матерью или заменяющим субъектом своего биологического вида. Детеныши высших млекопитающих, которых отделили от матерей в новорожденный период, вырастают пугливыми, агрессивными, плохо поддаются обучению, а некоторые из них вырастают с хроническими респираторными заболеваниями. Большинству ученых-этологов хорошо знаком, подробно описанный в специальной литературе эксперимент с сироткой шимпанзе. Осиротевшему в раннем детстве шимпанзе предлагали на выбор суррогатную мать. Одна из «матерей» представляла собой конструкцию с гладкой неуютной поверхностью, снабженную резиновым соском с достаточным количеством выделяемого молока. Другая же была покрыта теплой согревающей шерстью, но не давала молока в достаточном количестве. Детеныш неизменно выбирал вторую «мать».
В раннем сенситивном периоде котята начинают ухаживать за собой и собратьями. Любопытно, что вылизывание, кроме гигиенической и терморегулирующей функций, выполняет также «психотерапевтическую» функцию. Вылизываясь, кошки успокаиваются. Частое умывание может указывать на то, что кошка испытывает эмоциональное напряжение и чревато чрезмерной потерей волосяного покрова. В отдельных случаях, в состоянии сильного стресса, кошка может упорно вылизывать хвост и даже отгрызать кончик хвоста. Взаимное вылизывание укрепляет социальные связи в закрытых кошачьих сообществах. Вылизывание — это важнейший поведенческий акт кошки-матери, направленный на обеспечение психического комфорта у котят, что является залогом формирования уравновешенной психики. Человеческое поглаживание — аналог кошачьему вылизыванию, вот почему оно так важно для котенка в период раннего развития. Поглаживание также необходимо для установления тесной связи между человеком и котенком. В ранний сенситивный период котят необходимо часто брать на руки и длительно поглаживать. Если у котят отсутствует опыт общения с человеком в возрасте до 9 недель, то в дальнейшем котят, как правило, не удается приручить. Именно в период ранней социализации страх перед человеком трансформируется у котят в необходимость получать от человека заботу. Опыт поглаживания котят в период ранней социализации был описан несколько лет назад Эллин Карш из Университета Филадельфии. В ходе эксперимента выяснилось, что котята, которых поглаживали не менее 40 минут в день, вырастали сильно привязанными к своим хозяевам, а 15-минутного поглаживания было явно недостаточно для формирования прочной связи с человеком. Эллин Карш — не единственный этолог, описавший важность ласки. Тридцать лет назад английские ученые заметили, что когда сиамских котят гладили в период ранней социализации, они раньше вылезали их коробки-гнезда и даже раньше развивали характеристики взрослой окраски тела.
К семинедельному возрасту у котят пропадает потребность в материнском молоке, но если такая возможность сохраняется, котята продолжают сосать мать еще несколько месяцев, не обращая внимания на отсутствие молока. От матери исходит ощущение безопасности, защищенности, покоя, что способствует становлению психического равновесия и развитию дружелюбного нрава у котят. Как и другим детенышам высших млекопитающих, котятам полезно как можно дольше находиться у материнской груди. Если котят отняли от матери раньше восьминедельного срока, котята могут вырасти гиперактивными, с повышенным уровнем агрессии. Верным показателем раннего сиротства у кошек является привычка посасывать шерстяные вещи.
Итак, если есть такая возможность, постарайтесь выяснить, в каких условиях проходила беременность у кошки, которая является матерью вашего питомца, в каком возрасте питомец был разлучен с семьей и каков его детский социальный опыт.
Это объяснит многие особенности поведения, как котенка, так и взрослой кошки. Изоляция от родной семьи в возрасте раньше восьми недель чревата многими поведенческими и психическими проблемами. В частности, избегание лотка — наиболее частая проблема, с которой сталкиваются владельцы кошек и котов, — иногда является следствием раннего сиротства. Ведь избегание лотка, помимо других причин, может быть вызвано чувством тревоги, а вызвать чувство тревоги у психически неустойчивых кошек может даже незначительный фактор.
Период поздней социализации, продолжающийся с 9- до 16-недельного возраста, характеризуется тем, что на этот период у котят приходится пик социальной игры и игровой активности. Котята также активно борются за свой социальный статус. Если котенок в этот период уже не живет в родной семье, он может пробовать утвердить свое приоритетное положение по отношению к человеку. Конечно, нельзя допускать излишних поблажек, но воспитательный процесс в этот период должен отличаться деликатностью — ведь в период поздней социализации все еще продолжается формирование психики питомца. Для человека это, пожалуй, один из самых сложных периодов в воспитании котенка. Котенок готов безостановочно играть, охотиться, носиться по периметру помещения. Период с 9 до 16 недель — пик лазания по вертикальным поверхностям. Владелец должен позаботиться о наличии кошачьего деревца или других предметов для лазания, а также о наличии когтеточки. Желательно, чтобы в доме был специальный кошачий туннель (его легко самостоятельно сделать из нескольких картонных коробок). Такой туннель, как правило, приходится по вкусу любому котенку.
Период поздней социализации отличается активным ментальным развитием котенка. 9 недель — самый подходящий возраст для того, чтобы начинать обучение основным командам, а также предлагать котенку решение простейших логических задач. В основном, конечно, это задачи на добывание лакомства, но они в достаточной степени развивают сообразительность питомца. Интересная методика в области ментального развития котят практикуется в некоторых европейских ветеринарных центрах. Это учебные классы для котят (kittenclasses). Как правило, учебная группа состоит из 3-8 котят в возрасте от 7 до 14 недель. Занятия в группе проходят несколько раз в неделю и служат великолепным средством в деле ранней диагностики проблем поведения. Занятия также позволяют выявить индивидуальные психические и ментальные особенности котенка и дать правильный совет владельцу по обучению и дрессировке, а также помогают социализироваться котятам, рано отнятым от матери и однопометников. Успешное решение учебных задач наиболее способными котятами развенчивает миф о необучаемости кошки. Правда, для успешного обучения необходимо выявить, какой вид деятельности вызывает у кошки особую симпатию и строго следовать ее предпочтениям.
Этот простой принцип лежит в основе обучения кошек во всемирно известном театре Юрия Куклачева, где кошки с успехом выполняют то, что они сами любят делать. Дрессировщик лишь совершенствует природную склонность кошек к тому или иному виду деятельности — залезать в кастрюлю, карабкаться по плечу, перепрыгивать через препятствия и прочее.
Формирование навыков социального поведения продолжается у кошек до года. К году обычно окончательно складывается и характер. Завершение подросткового возраста знаменуется становлением полового поведения.
Елена Сорокина