Абиссинский кот кутюр
В одной известной басне говорится «Страшнее кошки зверя нет». В другом известном фильме звучит ставшая крылатой фраза «Красота — страшная сила». Соединим их. Но, как в уравнении, сократим слова с общим корнем. Что же у нас получилось? «Нет сильнее зверя, чем красивая кошка». Попробуем поменять местами слова, и вот оно, решение: «Красивая кошка — сильный зверь».
Получилась некая формула, по которой, наверное, и выкраивают, потом наметывают и, наконец, создают породу, учитывая мнения заводчиков, замечания судей, пожелания генетиков. Наконец, стандарт «сшит», но всегда остается возможность пофантазировать над новыми лекалами.
Продвинутый любитель кошек, регулярно читающий специальную литературу, на вопрос: «Что вы знаете об абиссинской породе?», в первую очередь скажет о ее «африканском» происхождении, зонарном окрасе и, возможно, вспомнит, что абиссинка — «старшая сестра сомалийской кошки». Браво! Наши подробные статьи о породах дают неплохие результаты. Правда, если сравнивать количество публикаций по абиссинской породе, например, с материалами о британских короткошерстных или шотландских вислоухих кошках, выяснится, что счет будет в пользу последних. Это объясняется их популярностью, проще говоря, модой на эти две породы.
Мода, в том числе и на кошек, накатывает волнами, причем иногда, подобно девятому валу, может и накрыть с головой, да так, что мало не покажется. Достаточно посетить крупные выставки, заглянуть в каждый третий домик-клетку, чтобы увидеть милые мордочки предназначенных на продажу котят исключительно двух самых раскрученных пород, и станет понятно, что перепроизводство — это и есть тот самый девятый вал, о котором я упомянула.
Хорошо, что купленные «модные котята» живут с нами столько, сколько им отпущено их кошачьим богом, и не ведают, что в нашем мире почти все подчинено моде, а мы прямо-таки помешаны на ней.
В последнее время отношение публики к абиссинской породе заметно «потеплело»: люди стали активнее интересоваться рыжими и гнедыми красавицами. Я недаром упомянула эти прилагательные: мой знакомый знаток коневодства, рассматривая фотографии абиссинок в журнале, увидел в них «стать и окрас породистых лошадей».
И лед и пламень
Однако скептик воскликнет: «Ну на чем в абиссинах глазу остановиться? Где оригинальные пятнышки, полосы, особого строения уши или хвост? Где вы видите в ней десятилетние муки творчества бридеров?!» А в этом-то и есть вся более чем столетняя история породы. Создавая ее практически из ничего, селекционеры запрограммировали природную красоту дикого окраса и значительно позже в сложившуюся породу добавляли новые оттенки, добиваясь яркости, насыщенности во всех цветовых вариантах. В арсенале окрасов абиссинской кошки — стальные оттенки холодного клинка и отблески пламени, «дикие» и нежные песочно-кремовые тона.
Почему при описании абиссинских окрасов употребляют множество прилагательных, помогающих понять, то есть представить себе их даже «заочно»? Красновато-оранжевый, медово-золотистый, светло-бежевый, кофейно-коричневый, кремово-розовый...
У абиссинов распространены четыре окраса, но в действительности зарегистрировано гораздо больше. Правда, в разных организациях один и тот же окрас имеет различное написание. Например, самый яркий — красно-коричневый — в большинстве из них пишется как sorrel «соррель» (от англ. sorrel — гнедой), но только в стандарте CFA обозначается как «красный» (от англ. red — красный). То же и с написанием «дикого» окраса. В GCCF он называется usual (обычный, обыкновенный), в австралийской СССА — tawny (то есть рыжевато-коричневый), а в остальных организациях обозначается английским словом ruddy (ярко-красный, красновато-коричневый). Действительно, от первоначального «дикого» — грязновато-песочного на вид окраса с серым подшерстком сегодня ничего не осталось.
Общепринят голубой окрас и окрас под названием фавн. Но многие организации расширили список. Так, TICA, FIFe иACF разрешили серебристые варианты вышеперечисленных окрасов; СССА узаконила шоколадный и лиловый, а в придачу к ним их серебристые варианты. Внесла свою лепту и GCCF, дополнив кремовым и вариантами черепаховых, да еще этими же окрасами в серебристой группе.
Возможно, для абиссинской породы они — модное нынче направление, как стиль фэнтэзи. Но можно ли сразу увидеть, например, в абиссинке черепахового окраса именно абиссинскую кошку? Не получится ли так, что, увеличивая количество окрасов, бридеры задвинут в дальний угол главный «наряд» уникальной кошки? К тому же остается еще один вопрос: почему их шерсть — независимо от окраса — должна непременно создавать эффект мерцания?
Своеобразный облик абиссинки объясняет одно из ее первых названий — тикированная. Природой раскрашенные волоски (поделенные на чередующиеся зоны) делают шерсть абиссинок вроде бы однотонной, но в то же время «с переливом» или, как говорят фелинологи, мерцающей. Эффект зонарного окраса присущ аборигенным кошкам, а прародители породы географическипривязаны к Юго-Восточной Азии и Северной Африке. В сущности, и там и там встречаются дикие кошки зонарного окраса, от которых могли произойти потомки абиссинских представителей.
Легендарная» кошка
В некоторых первых книжках и статьях о породистых кошках писали и теперь пишут, что у абиссинов есть «гены, отвечающие за египетский вид», и они похожи на кошек «со староегипетских рисунков и барельефов».
Напомню, что египетская тема вошла в моду еще в конце XIX века, когда в Египте с 1891 года начал успешные раскопки английский археолог Г. Картер. В 1902 году были найдены памятники искусств в Долине царей, а спустя двадцать лет в гробнице фараона Тутанхамона — шедевры ювелирного искусства, предметы быта, фрески, многочисленные скульптуры малых форм, среди которых были великолепные фигурки кошек. Лондонский музей и частные дома аристократов заполнялись древнеегипетскими артефактами, поэтому логично предположить, что в скульптурном облике древних божественных кошек увидели сходство с абиссинской кошкой. До легенды о ее происхождении было, что называется, рукой подать.
Сравним и мы возвышенный, строго канонический образ древних статуэток с современным обликом абиссинской кошки. Но оговорюсь, что ни бронза, ни камень, ни раскрашенное дерево не передали нам окрас богоподобной кошки, поэтому сравнивать будем по другим признакам.
Портрет сквозь века
Дошедшие до наших дней бронзовые фигурки из Древнего Египта монументально сидящих священных кошек, обычно изготовленные в натуральную величину, по типу очень похожи на современных абиссинок. Большие, широкие в основании уши с длинными насечками отвнутреннего края к внешнему (так обозначали «щетки» волос); большие глаза, часто инкрустированные камнями в зеленых и желтых тонах; высокие конечности; длинный хвост обычно с семью круговыми насечками, указывающими на темные кольца.
Обязательным атрибутом статуэток было ожерелье, которое чеканилось и часто покрывалось позолотой. Такое ожерелье (оно называлось «ускх» — солнечное) полагалось носить фараонам и их женам, а значит, по торжественным дням нагрудные украшения могли надевать и на кошек. А может быть, жрецы разглядели кольцеобразные ряды более темной шерсти, обрамляющие шею и грудь —этакое природное ожерелье, которое могли трактовать как божественный знак, дар бога Солнца, «подкрепляя» его ювелирным изделием. Но тысячелетия спустя бридеры старательно избавляли породистых абиссинок от ожерелья и от темных колец на хвосте, а в стандартах их наличие отнесли к недостаткам и даже к дисквалифицирующим знакам. Правда, хранились и такие фигурки, на которыхпо всему бронзовому телу нанесены мелкие-мелкие насечки. Несомненно, таким приемом мастер привлекал внимание к шерсти. Но что он подчеркивал? Ее короткую длину или, рискну предположить, тикинг? Однако это по-прежнему загадка.
Лоб украшался выпуклым скарабеем. Этот жук считался священным, а его поза с расставленными задними лапками (в современной трактовке — это буква М) и поднятыми вверх передними (буква W) как нельзя лучше передает рисунок на лбу многих породистых кошек. Фелинологи его так и называют «знак скарабея». Предположу, что, разглядев и эти замысловатые отметины, жрецы стали прикладывать ко лбу храмовых кошек амулеты жуков, выполненных в натуральную величину из поделочных камней. Отсюда и перенесение очертанийвыпуклого скарабея на статуэтки.
Но на некоторых фигурках кошек скарабея дополнительно гравировали на груди: передними лапками он держал диск солнца, который выполняли из светлого сердолика или редчайшего по тем временам янтаря. Что, если таким образом мастера фиксировали светлое пятно на шерсти под подбородком у кошки? Сегодня за такое пятно титула не получишь: бридеры искореняют его, как и тэбби-отметины. Но осветленный подбородок и шея (как эффект зари) допустимы.
На деревянных и глиняных скульптурах, а также на сохранившихся росписях красками на пеленах мумий видны другие интересные детали, например, четкая обводка темной краской глаз и ее удлинение к наружному краю уха. Что это, как не естественная окантовка, оговоренная и в современных стандартах? Эту природную косметику еще называют «макияжем богини». Кстати, мода тех лет предписывала краситься не только женщинам, но и мужчинам — фараонам. Макияж был задан раз и навсегда: веки и бровь сильно удлиняли к уху, и они шли двумя линиями.
Даже этих перечисленных сходств было достаточно, что бы легенды, обрастая подробностями, тем самым«работали» на породу уже более ста лет. Вообще, легенд в фелинологии много, и каждая порода имеет право на собственную. Отсюда и вера поклонников абиссинских кошек в их «древнеегипетские корни», и названия питомников, обыгрывающие египетские мотивы.
И хотелось бы верить в происхождение породистых абиссинок от священных животных Х-VIII века до н.э., но напрямую выводить (в прямом смысле слова) из жилищ фараонов современных кошек всевозможных окрасов не стоит. К тому же исследователи, увы, немногочисленных кошачьих мумий, сохранившихся до наших дней, не обнаружили в их шерсти зонарного окраса.
Эфиопские красавицы
Говорят, что эфиопские женщины самые красивые в мире. У них тонкие черты лица, смуглая, а не черная кожа. В недалеком прошлом неофициальное название Эфиопии было Абиссиния. А раз женщин часто сравнивают с кошками, логично предположить, что абиссинки — самые красивые кошки в мире.
По легенде, именно из Абиссинии в 1868 году после молниеносных военных действий англичан (в сущности — карательных) в Англию вывезли Зулу — котенка зонарного окраса, с которого «делали селекционно выведенную породу №1», приливая крови короткошерстных кошек неизвестного происхождения. Хотя не факт, что Зула — «урожденный» абиссинец. В Северную Африку кошки-аборигены зонарного окраса вполне могли попасть морскими путями на кораблях, например, с побережья Индийского океана. По мнению современных фелинологов, вопрос о происхождении предков этих кошек остается открытым.
Интересно, что сохранился портрет Зулы, выполненный литографским способом, который датирован 1877 годом (то есть он был сделан спустя 9 лет после прибытия животного в Англию). Кот лежит на подушке, и хорошо видно, как непропорциональна его голова с крохотными ушами по отношению к туловищу. Весь облик Зулы никак нельзя назвать утонченным, гибким, изящным. Но ведь чем-то он привлек внимание к своей особе миссис Баррет-Леннард? Остается предположить, что только особым окрасом и, возможно, качеством шерсти.
Принято большинством голосов
В 1887 году английский Национальный клуб кошек возглавлял Харрисон Уэйр — «отец фелинологии» и составитель первых стандартов, который, проявляя завидное упорство, не признавал выводимых абиссинов породистыми животными. Кстати, сам Уэйр отдавал предпочтение именно короткошерстным кошкам. Но племенная комиссия не согласилась с таким признанным авторитетом в племенном разведении и абиссинам «дала добро».
Началом породных линий считают записи в племенных книгах (1896 год), и, несмотря на всяческие напасти (в XX веке поголовье абиссинов дважды было на грани вымирания), порода уверенно вошла в новое тысячелетие. Удивительно, как при таком «раскладе» удалось сохранить единообразие внешнего облика. К счастью, и американцы, которые практически любых кошек новых пород, попадавших на континент из Европы, всячески «американизировали», с абиссинами потрудились на пять с плюсом. Они сосредоточились на работе по избавлению от казавшегося грязным подшерстка, от тэбби-отметин, добиваясь четкого, равномерного контрастного тикинга в две-три темные полоски по всей длине волоса. Надо отметить, что в этом отношении стандарт CFA является одним из самых подробных: на окрас в нем отводится наибольшее количество баллов. Можно сказать, что существовавшие окрасы «заиграли» по-новому. Красный стал действительно красным (в стандарте даже уточнили: пылающий). Не секрет, что кошки американского типа лидируют в разведении.
У абиссинов все сложилось удачно. Разногласия по основным показателям породы во всех фелинологических организациях незначительны, но за недостаточное количество полос в тикинге оценки снижают везде. А главное, во всех системах в шкале баллов их наивысшее количество отдают окрасу и знаменитому тикингу.
Возвращаясь к вопросу моды на определенную породу, подчеркну, что ее всплески еще не раз всколыхнут фелинологический мир. Полагаю, что абиссинская кошка отлично вписывается в современную мировую тенденцию слияния человека с природой и изучением этноса. Это стильная кошка мирового уровня, чей шарм общепризнан в фелинологических кругах. Я бы сравнила каждую элегантную абиссинку, например, с великолепным платьем немассового производства — то, что называют произведением высокой моды.
Безусловно, абиссинцы не рассчитаны на широкий круг людей. И хорошо! Но интерес любителей кошек к породе не должен убаюкивать наших заводчиков. Думаю, что их профессиональным ориентиром в работе является подбор высококлассных производителей, что в перспективе всегда дает качественное поголовье.
Екатерина Лисицына
По материалам журнала «Друг кошек» №9 за 2006 год