Сделать домашней|Добавить в избранное
 



 

Окрасы кошек

Жил да был чёрный кот за углом

Автор: flashsoft от 24-04-2012, 10:52
Жил да был чёрный кот за углом
Жил да был чёрный кот за углом



Скорее всего, черный окрас был самой первой цветовой мутацией домашних кошек. Появление черных животных — меланистов — в природе не такая уж редкость: встречаются черные волки и черные рыси, черные белки и черные хомяки. У некоторых животных черные формы постоянно существуют в популяциях наряду с обычными — это всем известные черно-бурые лисы и, конечно, черные пантеры, которых правильнее было бы называть черными леопардами.
Можно подумать, что мутация, вызывающая черный окрас, увеличивает общее количество пигмента, однако это не так. В действительности она нарушает распределение двух пигментов — черного и желтого. У животных естественного, «дикого» окраса — так называемых «агути» — гранулы черного и желтого пигментов (эумеланина и феомеланина) чередуются таким образом, что на волосе появляются черные и желтые зоны. Управляет этим процессом доминантный аллель гена агути (Agouti, генетический символ А). Белок — продукт этого гена — присоединяется к рецепторам производящих пигмент клеток и тем самым заставляет их переключаться с производства черного пигмента на желтый. Ну а белок, кодируемый рецессивным аллелем (а), непритязательно названным «неагути», не может заблокировать синтез эумеланина, так что все волосы животного остаются черными.
Вообще-то у кошек был описан и другой ген черного окраса — так называемый доминантный черный (Black dominant). В этом случае наследование мутации было, в соответствии с названием, доминантным. Механизм действия этого гена пока остается неизвестным — настолько редка данная мутация. Все черные кошки современных пород генетически являются неагути (генотип аа). Правда, далеко не все неагути будут черными — это зависит от наличия мутаций в других генах окраса.
Начинающих заводчиков почему-то безмерно удивляет тот факт, что черные кошки (а также и другие неагути) сохраняют гены рисунка (особенно когда от скрещивания черной кошки с мраморным котом рождаются тигровые котята). Причина этого удивления, наверное, в том, что рисунок воспринимается как неотъемлемая принадлежность всех кошек-агути. Однако существуют не только агути без рисунка (абиссинцы), но и рисунок у черных кошек. Если приглядеться к черной пантере, то в отраженном свете на ее шкуре можно заметить явственно проступающие леопардовые «розетки». Изредка можно увидеть такой «призрачный» рисунок и у короткошерстных черных котят. В действительности зонарное окрашивание волос шерсти и рисунок наследуются независимо друг от друга, но, поскольку проявление последнего зависит от различия в чередовании пигментных зон в разных участках шерсти (в волосках рисунка черные зоны шире, а желтые — уже, чем в волосках основного фона), то при генотипе неагути кошка выглядит однотонно черной.

Черным кошкам на протяжении всей их истории явно «не везло». В лучшем случае люди были к ним равнодушны, а в худшем — обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах. В средневековой Европе этих «пособников дьявола» судили на процессах инквизиции, сжигали на кострах, замуровывали в стены. Но, несмотря на это, черные кошки выжили. И вот что интересно: согласно данным геногеографии, число черных кошек на улицах городов в середине XX века оказалось значительно большим, чем в сельской местности.
Ученые долго ломали голову, чем объяснить столь странный факт. Возможно, городские жители просто менее суеверны, чем сельские? Однако численность черных кошек была выше и в городах тех стран, где этот окрас не вызывал подозрений в чертовщине.
Раньше такое же явление — повышенная численность черных особей в городах — было обнаружено только у бабочек-пядениц. Ситуация с бабочками объяснялась легко: в промышленном городе, на грязных, часто покрытых копотью стенах черную бабочку (например, птицам) заметить труднее, чем светлую. Но кошку-то воробей не склюет.
Последняя гипотеза, объясняющая факт «промышленного меланизма» кошек, заключается в том, что черный окрас коррелирует с определенными психическими особенностями: черные кошки имеют более подвижные нервные процессы и более устойчивы к стрессам, чем их полосатые и пестрые собратья. Ну а для городской жизни стрессоустойчивость является немалым преимуществом.
Неизвестно, были ли средневековые алхимики и знахари такими большими любителями черных кошек, как их описывает художественная литература, но то, что их поклонников оказалось немало среди владельцев породистых кошек, сомнению не подлежит. Длинношерстные и короткошерстные особи черного окраса присутствовали уже на самых первых выставках в Англии в конце XIX века, а сегодня этот окрас встречается в абсолютном большинстве кошачьих пород. Особенно эффектны ориенталы-эбони, подобные ожившим статуэткам из черного дерева, и толстомордые черные британцы, напоминающие булгаковского кота Бегемота.
Появилась и порода кошек, для которой черный окрас является единственно возможным. В 1953 году заводчик Никки Хорнер из штата Кентукки (США) задался целью создать «мини-пантеру» — породу кошек, сочетавшую в себе изящество и плавность бурмы с черным окрасом и мощью американской короткошерстной. Восемнадцать лет потребовалось для воплощения этой мечты, и в 1976 году новая порода, названная «бомбей», получила признание в CFA. Нынешний бомбей, правда, на пантеру не очень-то походит. Если уж он на что и похож, то на совершенное воплощение понятия «черный кот». Изысканная шелковая шерсть подчеркивает игру упругих мышц, округлые формы рождают ощущение уюта, а огромные глаза цвета меди привносят напоминание о магических потусторонних силах. Парижский шик и ленивая грация хищника, тепло домашнего очага и черная магия — бомбей представляет собой поистине счастливое сочетание противоречий.
Жил да был чёрный кот за углом


Выставочные требования к черным окрасам в общем-то просты: окрас должен быть максимально равномерным, без оттенков и надцветов, без седины, волосы прокрашены до корней, подшерсток темный, если и не черный, то хотя бы темно-серый, антрацитовый. Но, хотя предъявить подобные требования легко, выполнить их бывает весьма и весьма сложно.
Труднее всего приходится заводчикам пород, отличающихся густым подшерстком. Тонкие пуховые волосы обычно имеют ослабленную пигментацию, поэтому при их обилии разница между черной остью и серым или рыжевато-бурым подшерстком прямо-таки бросается в глаза. Степень осветления подшерстка зависит и от наследственных факторов, и, не в последнюю очередь, от условий содержания. Усилить пигментацию можно с помощью добавления в рацион микроэлементов, прежде всего, йода и меди.
Недостаток этих микроэлементов может приводить и к появлению отдельных обесцвеченных (проще говоря, седых) волосков — чаще всего на шее, холке и спине животного. Настоящий окрас «впроседь», похожий на чалую масть лошадей или окрас «перец с солью», характерный для некоторых пород собак, встречается у кошек исключительно редко. (Кстати, определяется этот дефект окраса доминантным аллелем, так что «избавиться» от него в питомнике не так уж трудно.) Бурые или ржавые надцветы на шерсти черных кошек могут возникать в результате избыточной инсоляции: пигмент под действием солнечного света окисляется, и окрас «выгорает».
Жил да был чёрный кот за угломИз общего для всех пород требования к черному окрасу — чтобы он был «чернее некуда» — есть только одно исключение: это, конечно, бесшерстные кошки. Причем чем более «голыми» являются черные сфинксы, тем менее черными они выглядят. Скорее, их можно назвать серыми, в крайнем случае — темно-серыми. Только черные зеркало носа и подушечки лап выдают их истинный окрас. Как уже говорилось выше, черный окрас кошек — это прежде всего цвет шерсти, а не кожи, и связан он не с количеством пигмента, а с его распределением. По той же причине бывает порой трудно различить черных и голубых голорожденных сфинксов (особенно если не приглядываться к цвету носового зеркала). Голубой окрас — это «разбавленный» черный, и возникает он не столько из-за уменьшения общего количества пигмента, сколько за счет измененного распределения пигментных гранул в волосе. Если у черных кошек зерна эумеланина собраны в плотные «стопки» в длинных отростках меланоцитов, то у голубых они распределяются рыхлыми «кучками». У сфинкса, понятное дело, волос практически не имеется, зерна пигмента находятся в волосяных фолликулах кожи, и эффект «разбавления» окраса далеко не очевиден.
При показе черных кошек на конкурсе Best in Show порой возникают проблемы у владельцев таких пород, как персидская, экзотическая, британская. Освещение в наших выставочных залах часто оставляет желать лучшего, из-за чего судьям бывает виден только общий контур и глаза черной кошки. Поэтому, если такая кошка оказывается номинированной на BIS, ее владельцу следует учесть особенности освещения в зале и при показе стараться ориентировать животное так, чтобы на него падал свет — причем не прямой, а боковой. И тогда черный окрас лишь подчеркнет элегантность и благородство линий породистой кошки.


Инна Шустрова, кандидат биологических наук



Факты

• Французский певец и композитор Жорж Брассенс очень любил кошек. Его друг Эрик Батиста сделал серию рисунков для благотворительных открыток, сборы от которых поступали на устройство беспризорных кошек. На одной из открыток художник изобразил Ж. Брассенса с его любимой черной кошкой, сидящей у него на плече.

• В начале 1900 года кот по кличке Черный Джек обосновался в читальном зале Британского музея. Однако он подпортил свою репутацию, исцарапав обложки нескольких книг, когда его случайно заперли на ночь в зале. Руководство музея распорядилось избавиться от него, и некоторое время он считался «пропавшим без вести и, возможно, мертвым». На самом деле сотрудники музея спрятали его, и через некоторое время Черный Джек снова стал исполнять обязанности Кота читального зала.

• Хлопчатобумажный «король» г-н Морз рассказывал, что в вопросе понижения и повышения цен на американский хлопок очень видную роль играет кошка. Дело в том, что абсолютно все чиновники, связанные с куплей-продажей хлопка, очень суеверные люди, а потому на бирже держат черную кошку. Свои взгляды на предполагаемый урожай и спрос они корректируют по ее поведению. Если чернушка спокойно разгуливает по коридорам и биржевому залу — это знак возросшего спроса, и цену набавляют. Напротив, если кошка беспробудно спит или тихо сидит на одном месте, спрос будет ничтожен, и цены тотчас падают. Являясь на биржу, каждый спрашивает: «Как наша кошка?»

• В1930 году трансатлантический перелет по маршруту Сан-Диего — Нью-Йорк (Испания — Америка) совершил Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh). Вместе с ним летел его черный кот Патси (Patsy). По этому поводу в Испании выпустили марку, на которой изображен кот.

• Знаменитый арабский конь Шам, подаренный в 1731 году тунисским беем Людовику XV, впоследствии был переименован в Годольфина-Арабиана. Несколько лет он жил в самой тесной дружбе с черным котом. Когда в 1753 году конь окончил свой жизненный путь, кот сел на труп своего друга и не расставался с ним, пока того не зарыли в землю. Затем кот куда-то исчез, и через некоторое время его нашли мертвым в амбаре.

• На одной из 36 гадательных карт знаменитой предсказательницы А.А. Ленорман (1772-1843) черный кот означал измену.

• В фильме Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» есть эпизод, где перед гарцующими на конях гусарами дорогу перебегает черная кошка. Смолк оркестр, а придержавший лошадь полковник (актер В. Гафт) лишь после того, как поплевал через левое плечо, решился продолжить путь.



Как фотографировать черную кошку. Размышления профессионала

Жил да был чёрный кот за угломЧерный цвет относится к классическим. Черные кошки всегда выглядят эффектно и загадочно. Но что приятно человеческому глазу, не всегда правильно улавливают фотопленка или матрица фотоаппарата. Черное чаще всего передается без фактуры, что сильно снижает художественную привлекательность снимка. Поэтому, чтобы шерстный покров кошки «читался», надо немного увеличить экспозицию относительно нормальной. При этом, как правило, в светах — светлых частях изображения (если фон светлый или белый) мы теряем детали и насыщенность. И с этим приходится мириться.
При съемке черных кошек я часто сталкиваюсь еще и с проблемой передачи чистоты цвета. У многих животных черный окрас является таковым при слабом и среднем освещении. А если животное осветить ярче, то шерсть выглядит как черно-коричневая, что часто и происходит при студийных съемках. Так проявляется реальный окрас животных, и с этим тоже надо мириться. В противном случае надо при фотопечати затемнять шерсть, но это сильно ухудшит ее проработку и восприятие фотографии зрителем. На снимке вместо кошки мы увидим только ее черный силуэт.
А еще, на мой взгляд, при подготовке черной кошки к выставке необходимо уделить шерсти повышенное внимание, так как все белые соринки и кошачья перхоть очень ухудшают эстетическое восприятие этого строгого окраса.


Валерий Синицын

Теги: окрас, агути, генетика


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.